ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 82

2 мая 2006 г.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ

Мы-то думаем, что, автоматизируя лечебно-диагностический процесс, подчиняем компьютер своим сегодняшним задачам. На самом же деле, это он заставляет нас приспосабливаться к иному миру, втягивает в свои просторы, манит необычными возможностями в нашей профессии, пробуждает новые потребности. Там, в этом мире, - чёткость, строгие правила, неуклонные взаимозависимости, - то, от чего в медицине отвыкло уже два поколения. Информация там всегда готова к использованию. Она движется с небывалыми скоростями. Она персонифицирована и действенна, а потому ответственность за неё (от которой мы тоже отвыкли), за обращение с нею, и очевидной становится, и возрастает многократно. Накапливаясь, отражая бесценный опыт профессионалов, информация там хранится, а не хоронится, за любые годы она всегда к нашим услугам. До поры до времени мы всего этого не осознаём и ведём себя, как обычно, как будто ничего не изменилось.

Мы вваливаемся в новую информационную среду со старыми привычками. Небрежность в регистрации фактов, невнимание к срокам, неуважение к слову. Необязательность в планах, прогнозах и обещаниях. Презрительное "писанина" сначала было следствием формализма, потом стало общепринятым оправданием неряшливости. Вопреки пословице, нам лучше сто раз ухватить что попало на слух и на ходу, чем один раз внимательно вглядеться в нами же испещрённые бумаги. Да и не стоят они того. Пока гром не грянет, кому будет дело до записей в истории болезни? Пока не придёт время годового отчёта, чего ж корпеть над цифрами? А придёт это время - сдадим! Проинструктируют, как надо сдать, и сдадим. Плохо это, говорите? А у кого лучше? Все так живём. Друг на друга оглядывемся, друг за друга прячемся. Все вместе и держимся.

Не заботясь о том, чтобы усвоить самый минимум новых знаний, без должного воспитания, безалаберные и малоответственные, вторгаемся мы в строгий, сложный, но ясный и упорядоченный мир и не его правилами хотим овладеть, а его подчинить нашим манерам. "Бумага терпела всё - авось потерпит и компьютер, выдержит и программа", - кажется нам. Не терпит. Не выдерживает - даёт сдачи, требует, чтобы сказавши "А", не забывали про "Б". Выявляет недоделки, несуразицы, опоздания, излишества. Беспощадно высвечивает этот наш, с позволения сказать, стиль.

Да откуда бы взяться хорошему стилю? Мы - из той эпохи, где информация предстаёт в виде беспорядочных нагромождений. Ходим вокруг них, копнёт каждый, что захочет, добудет что-то, если сможет. От себя иной раз что-нибудь добавит в этот могильник. Сборники докладов и тезисов по медицине давно уж называют "братскими могилами". Лет 20 назад их ещё как-то редактировали, систематизировали. Теперь и это редкость. Зачем? Для кого? То, что там написано, и не доказательно, и ни для кого не обязательно. То, что спорно, никем не критикуется. Что уж в этом смысле говорить об архивах историй болезни? Курганы для будущих археологов? Так ведь не останется курганов - уничтожают их раз в несколько десятилетий. При такой-то наследственности что же делать нам в строгом электронном мире, где каждая крупица сведений имеет своё место и играет свою роль?

Есть что делать. Перевоспитываться и в меру сил побуждать к тому же окружающих. Понять, что это - переходный период к тем самым часто всуе поминаемым высоким и интенсивным информационным технологиям, что главное содержание этого переходного этапа - самовоспитание, освоение новых правил умственной работы, правил информационного взаимодействия с коллегами. Не устройство компьютера надо нам постигать, не способы программирования, а другое отношение к миру. Как во всяком переходном возрасте.

Hosted by uCoz