ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 83

9 мая 2006 г.

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...

"Нужно с Вами посоветоваться, профессор!" - "Хорошо. Зайду. Напомните мне". - Почему не запомнит сам? Когда напомнить? Как напомнить?

"Всё у Вас наладилось, соблюдайте тот же режим. Придёте показаться через месяц". - Придёт ли? А если забудет или не захочет? Как это узнать? На участковом враче - всё население, всех не упомнишь.

"При затянувшейся или повторной пневомнии в среднем возрасте надо обследовать на рак лёгкого", - распоряжается руководитель. Все ли услышали? Все ли это будут помнить? Какую пневмонию считать повторной? При каком интервале, при какой локализации? Какой возраст принимать за средний? Как обследовать?

Устное слово эфемерно. Его можно не понять, не услышать, забыть. Его приходится повторять, а это неприятно, для этого надо выбирать момент. Написанное прочнее сказанного, но быстро теряется среди бумаг. Вот и тратим мы слова без уверенности, что их услышат или увидят, что на них ответят. И теряем уважение к слову, своему и чужому, устному и записанному. Перестаём обращать внимание на неточности, недосказанности. От бесполезного употребления слова стираются, теряют силу. Остаётся видимость деятельности, информационный шум.

Совсем иное - слово, однажды введенное в автоматизированную систему управления. Оно не теряется, оно точно по смыслу, оно пускается в оборот, комбинируется с другими словами и воздействует в нужном направлении.

Запросить консультацию профессора через электронную историю болезни (щёлкнуть в справочнике "Профессор" и поставить сегодняшнюю дату") - значит обеспечить ежедневное автоматическое напоминание и консультанту, и заведующему отделением, и главному врачу. Не придёт профессор - дата запроса будет указывать на величину опоздания. Превысит эта величина 3 дня - информация в сводках будет выделена, чтобы привлечь особое внимание. А потом, когда консультация дана и дата этого события поставлена, во многих умозаключениях поучаствует зафиксированная информация. Кто из консультантов наиболее востребован, кого приходится ждать дольше других? Каков средний срок ожидания? Изменились ли после консультации врачебные назначения? А если не изменились, то была ли она нужна? Как часто, как своевременно, кем именно и к какой категории больных приглашаются консультанты? Надо ли доказывать. что такая информация позволяет управлять консультативной помощью - непременной компонентой медицинской практики?

Если дата очередной явки больного к участковому врачу вносится в поликлиническую историю болезни, это означает, что с приближением намеченного срока фамилия пациента попадёт в недельный план работы участка. Не придёт пациент - его фамилия будет оставаться в плане с той самой просроченной датой, а через некоторое время он окажется в списке "Оторвавшихся от диспансерного наблюдения", и это станет известно заведующему отделением, а общее число "оторвавшихся" - главному врачу. Тут уж забыть нельзя: и позвонят пациенту, и домой приглашение на приём занесут. А потом зафиксированная информация позволит сравнивать врачей по тому, как интенсивно наблюдают они за диспансерными контингентами, как успешно привлекают пациентов к обследованию и лечению.

Если руководитель внесёт в настройку системы "Поликлиника" указание на тактику при рецидивирующей и затяжной пневмонии, то программа при каждом таком диагнозе будет сама проверять, было ли и когда то же заболевание в прошлом и сколько дней уже продолжается лечение. Она сама учтёт возраст и пол пациента, сравнит всё с критическими величинами, установленными в настройке, и при достижении этих величин не только выдаст предупреждение о возможном раке, но и автоматически назначит исследование мокроты, рентгенологическое исследование, анализ крови и консультацию онколога. Эти назначения попадут в недельный план работы участка. И будут там, на глазах, пока всё не будет сделано.

Другой, совсем другой вес у слова, введенного в автоматизированную систему. Ничто здесь не проходит бесследно. Это важно понимать. Иной раз слышишь: "Сказали же! Объявили же! Разве мало - просто сказать?". Мало. Дела мало - времени много. Значит, надо отучаться от разговоров там, где указания можно (и нужно) передать компьютеру: он не забудет, он будет напоминать. Надо менять привычки.

Конечно, щёлкнуть несколько раз мышкой - это как-то слишком тихо и скромно. То ли дело - поговорить, да ещё на публике. Чувствуешь, как и поработал, и себя показал. Такое ощущение придаёт уверенности и не увеличивает ответственности. Ну, улетучится всё, так это - "другой вопрос". Это не я, это они не услышали, не запомнили. До автоматизации всё так, при автоматизации всё иначе. Теперь то, что способна делать автоматизированная система, надо изымать из устного общения. Не воздух надо сотрясать словом, не на ветер его бросать, а помещать это слово в предназначенное для него место. Тогда оно становится делом. Это, в свою очередь, означает ответственность за всё сказанное. Такую же, как за сделанное. Технология, видите ли.

Hosted by uCoz