ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 84

16 мая 2006 г.

О ДЕОНТОЛОГИИ

Врач и пациент по-разному воспринимают мир. Это хорошо иллюстрирует старая шутка: "Не бойся, детка. Сейчас тётя тебя щёлкнет, головку снимет, мы тебя разберём и сразу отдадим маме". Надо следить за словом, чтобы породить у пациента не страх, а надежду, веру во внимательность, заботливость и компетентость врача. Здесь форма, интонация не менее важны, чем содержание. "Чем порадуете, Иван Иванович?" и "Как себя чувствуете, больной?" - это даже произнести одинаково невозможно, не то что воспринять. Обращение по имени-отчеству означает, что тебя узнали, помнят, выделяют. Значит, окажут личное внимание.

Вот только имя и отчество не так-то легко выудить из медицинских документов. Да и многое другое. А помнить невозможно. А в кабинет - очередь. Что ж удивляться, когда врач просит: "Напомните, больной, что я Вам в прошлый раз назначал?". Какая уж тут вера! Эту веру подтачивает и формальное обращение, и неосторожное слово, и неряшливая выписка из истории, которую другие врачи будут на глазах пациента с трудом расшифровывать, и такие же рецепты, и нарушение преемственности при смене врача. А чего стоит практика, когда амбулаторную карту отдают на руки! Ведь она же втолковывает больному, что ничего о нём врач не может помнить, что все его знания - только из этого неудобочитаемого документа. Скверно. Всё меньше возможностей у врача соблюдать деонтологические правила, а с исчезновением возможностей исчезают и хорошие привычки. Иначе и не будет, если устаревшие способы работы с информацией не заменить современными.

Автоматизация радикально меняет ситуацию. Она и сама по себе внушает пациенту уважение; "Всё обо мне - у врача в компьютере". Это верно. На экране и в любом выходном документе имя и отчество - на самом видном месте. И профессия тоже на виду, и дата рождения. И назначения, и анализы, и предыдущие решения. И частота явок, и осмотры у "узких" специалистов. Легко и свободно может врач демонстрировать свою осведомлённость, свою памятливость. Без всякого труда сохранит он преемственность в действиях и объяснит её пациенту. И выдаст на руки документы, которые ни у других врачей, ни у аптеки, ни у самого пациента не вызовут никаких затруднений.

Забота о пациенте при автоматизации осуществляется (и убедительно демонстрируется) памятками, которые можно напечатать и вручить, именными, с уже вставленными фамилией, именем и отчеством пациента, с датой распечатки и фамилией врача. Такие памятки и времени от врача не требуют, и намного информативнее, чем устные разъяснения. Это можно понять из их названий: "Женщине - о самообследовании молочных желёз", "Кормящей матери", "Больному эпилепсией", "О ДГЭ-рефлюксе", "О тюбаже", "О протезе клапана сердца", "Об электрокардиостимуляторе" и проч. То же можно сказать о заранее заготовленных шаблонах рекомендаций, которые врач стационара даёт поликлинике. Здесь уже не может быть ни разноголосицы, ни серьёзных упущений.

Программное требование при каждом посещении пациента непременно назначить дату следующей встречи тоже имеет деонтологический смысл, тоже демонстрирует внимание врача, заботу о его будущем.

Разумеется, разработчик должен предусмотреть все эти возможности, их деонтологический аспект. Кроме того, есть один специфический момент. Он касется диагнозов в документах, которые выдаются на руки пациенту. Отечественная традиция предполагает, что не все диагнозы можно доводить до его сведения. Обычный пример - злокачественная опухоль. Программный выход из положения прост: в тот момент, когда в выписке из истории болезни печатаются диагнозы, включается опрос о том, какой диагноз печатать, какой отразить только в виде кода Международной классификации, а какой не выводить вовсе.

Когда заходит речь о внимании к пациенту, о душевном отношении, обычно всё сводят к тому, что для этого врачу надо высвободить время. Надо, конечно. Но еще необходимее некоторые другие, информационные условия. Автоматизация способна их предоставить. Остаётся этим пользоваться.

Hosted by uCoz