ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 85

23 мая 2006 г.

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АВТОМАТИЗАЦИИ

Программное обеспечение управления не работает само по себе. Его верное, его полноценное использование зависит от установленных в учреждении порядков, от организации. Эта организация не может оставаться такой же, какой она была до автоматизации. Порядки должны измениться. И вовсе не потому только, что на столах врачей появился компьютер, а в штате учреждения - инженер-программист и системный администратор. Раз изменяется способ формирования основного документа - истории болезни, значит изменяется весь документоооборот, всё информационное обеспечение врача, медсестёр, лабораторий, контролёров, медстатистиков и руководителей всех уровней. Это не может не предъявить новых требований к организации работы учреждения.

Не ответить на такие требования, положиться на то, что всё само образуется - значит очень долго не получать в полной мере тех эффектов, которые даёт автоматизация. Эффекты будут лишь частичными. Это касается и врачебного времени, и качества медицинской помощи, и экономической стороны дела. Мало того, если главный врач не вводит официально новые порядки, в худшем положении окажется как раз тот, кто лучше других, правильнее других пользуется электронной историей болезни и всем, что с нею связано. Он становится белой вороной. "Тебе больше всех надо?" - этот совковый упрёк и поныне бросают в лицо толковым работникам.

Речь не о том, чтобы самым общим приказом высочайше благословить автоматизацию. Речь о тщательной ревизии внутреннего распордяка учреждения, о явной отмене ряда традиций, функций, документов и структур. О копании в деталях. В них, именно в них, как известно, прячется дьявол.

Как и где заводить историю болезни? Когда печатать её и её фрагменты? Как передавать информацю: сёстрам - врачебные назначения, лабораториям - запросы на анализы, пищеблоку - порционные требования? Как оформлять выписку из стационара, больничные листы, клинические разборы? Как сдавать и принимать истории болезни в архив? Кто и как может пользоваться электронным архивом отделений и больницы? Это - вопросы о документообороте. Но их ещё больше об использовании новых информационных возможностей.

Кто за какую информацию в ответе? И за своевременную реакцию на неё? Кто и когда вправе вносить информацию в историю болезни? Каковы обязанности руководителей по отношению к информации, поступающей к ним в виде сводок и отчётов? Использование каких возможностей системы должно быть обязательным и регулярным? С какой периодичностью надо делать ретроспективный анализ работы? Каковы теперь права и обязанности медицинского статистика? Как организовать эффективную экспертную работу? Кто осуществляет необходимую связь с разработчиком? Что из старого надо отменить за ненадобностью? Как это отменить? Что надо модифицировать?

Многое, многое надо отменить, изъять из употребления. Надоевшее, сто раз обруганное, но такое привычное, что как-то боязно взять и выкинуть. Прежде всего надо ликвидировать различные комиссии и ведение рукописных журналов. Теряют свой смысл этапные эпикризы. Изменяется порядок предоставления информации на клиническом обходе. Меняется взаимодействие отделения с хозяйственной службой. В другие условия попадают дежурный врач, консультанты, врачи лабораторий и диагностических кабинетов, регистратор больничных листов. А там и аптека (удовлетворение дефицитов), и экономист (введение цен на медицинские услуги), и отдел кадров (своевременное пополнение справочника "Врачи"). И т.д. И т.п.

Переход на автоматизацию означает изменение множества деталей внутреннего распорядка работы учреждения, основательную рационализацию этого распорядка. Такие изменения не возникают сами по себе. Их надо вводить приказом главного врача, время от времени дополнять и подкреплять этот приказ необходимыми разъяснениями и распоряжениями. И следить за соблюдением новых порядков, памятуя о страшной инерционной силе привчек. До тех пор, пока не выработаются новые привычки. У большинства они, к счастью, вырабатываются достаточно быстро: ведь изменения порядков логичны и чаще всего сводятся к тому, чтобы перестать делать лишнее. Надо только с самого начала повторять, что не надо делать ни того, ни другого, ни третьего. Что это неразумно, неэкономично и некрасиво. Что делать по привычке то, что потеряло смысл, - значит растрачивать драгоценное время врача.

Ключевые моменты организации - на стыках, там, где действуют те работники, для которых технологическая дисциплина - неотъемлемая сторона повседневной деятельности. Потребуйте, чтобы медсёстры пользовались только теми листами назначения, которые выдаёт АРМ. И только такими же заявками в лаборатории. И только из АРМа получали порционные требования для пищебллока, списки для стола справок, ежедневную форму 7. Потребуйте это от сестёр - и врачи будут вести электронные истории болезни старательнои аккуратно. Роль медицинских сестёр и медстатистиков в поддержании новых порядков неоценима. Это надо всячески использовать.

Но, конечно, тон задают заместители главного врача по медицинским вопросам. Если они свою работу с заведующими отделениями и с параклиническими подразделениями основывают на регулярной информации, которая поступает в сводках, на электронных историях болезни, на аналитических таблицах и тематических списках, всё наладится быстро и к общему удовлетворению. Если же руководители будут управлять помимо всей этой информации, старым манером, по наитию, по привычке, то чего же ждать от врачеё? Они будут вынуждены подстраиваться под начальников, несмотря на то, что будут ясно видеть их отставание, нерациональность их действий..

Таким образом, автоматизация лечебно-диагностического процесса - это не только приобретение компьютеров (техническое обеспечение) и АРМов (программное обеспечение). Это ещё и упорная организационная работа руководителей, организационное обеспечение. Для решения двух первых задач требуются только деньги и волевое решение. Что же касается организации, то здесь от руководителя требуются достаточно серьёзное понимание сути автоматизированной системы, внутренняя дисциплина, известный организаторский талант, решительность и настойчивость. Чего я им и желаю.

Hosted by uCoz